ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ РИСКА ПРИ ОТСТУПЛЕНИИ ОТ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ТИПИЧНОМУ УЧАСТКУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ЭСТАКАД

Данное исследование отступлений от требований промышленной безопасности выполнено в рамках комплексного обследования предприятия нефтеоргсинтеза. Комплексное обследование цеха, в который входит рассматриваемая установка, проводилось на соответствие рассматриваемого опасного производственного объекта обязательным требованиям промышленной безопасности изложенных в Федеральных законах (ФЗ), Постановлениях Правительства, Федеральных нормах и правилах (ФНИП), строительных нормах и правилах (СНиП), правилах устройства электроустановок (ПУЭ) и т.д., действующих для данного типа объектов на территории Российской Федерации. Кроме того, учитывались требования промышленной безопасности для объектов нефте- и газоперерабатывающих предприятий и предприятий нефтеоргсинтеза, утвержденных приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Методической основой анализа отступлений от требований промышленной безопасности на основе приращения риска является методика, разработанная с учетом Приказа Ростехнадзора от 11.04.2016 г. №144 [8], и апробированная на ряде промышленных предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической направленности [10].

Сливо-наливные эстакады используются для обеспечения выполнения операций по сливу и наливу нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, нефть, масло, мазут) в железнодорожные и авто цистерны и облегчения доступа на цистерну.

Эстакада обеспечивает: одновременное обслуживание цистерн (в зависимости от количества постов); фиксацию мостика в зависимости от его положения в пространстве; подъем мостика после ухода обслуживающего персонала; размещение нефтеналивного оборудования;

Железнодорожная сливо-наливная эстакада представляет собой прочную металлоконструкцию, состоящую из нескольких узлов.  Конструкция эстакады позволяет увеличивать и расширять количество постов налива, а также осуществлять поэтапный монтаж и модернизацию оборудования. Площадка эстакады оборудована фиксирующим устройством, удерживающим мостик в вертикальном положении при отсутствии цистерны. Сливо-наливная эстакада может быть оборудована подводом для подключения измерительных комплексов и стояков для верхнего слива и налива.

Эстакады слива-налива представляют собой сооружения галерейного типа с верхним расположением наливных коллекторов. Слив-налив нефтепродуктов осуществляется с обеих сторон железнодорожной эстакады. Автомобильные эстакады, как правило, представляют собой одиночные стояки налива с отдельными прощадками под установку автоцистерны.

На типичном участке обращаются следующие опасные вещества: нефть, дизельное топливо, мазут, реактивное топливо, бензин.

Схема основных технологических потоков на рассматриваемом объекте представлена на рис. 1.

14 1024x576 - ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ РИСКА ПРИ ОТСТУПЛЕНИИ ОТ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ТИПИЧНОМУ УЧАСТКУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ЭСТАКАД
Рисунок 1 – Схема основных потоков типичного участка железнодорожных и автомобильных эстакад

Основным оборудованием, представляющим опасность возникновения аварий, на технологическом участке являются котлы авто- и ж/д цистерн, а также сливо-наливное оборудование.

В рамках комплексного обследования данной установки были выявлены ряд отступлений от норм и требований промышленной безопасности. По каждому выявленному на первом этапе работы отступлению проводились расчеты изменения ежегодного экономического риска (ΔR, руб./год) по методике, разработанной в ООО “Технориск”.

В табл. 1 приведены отступления от требований норм и правил промышленной безопасности, применительно к типичному участку железнодорожных и автомобильных эстакад, с указанием пункта правил и краткой характеристикой отступлений при несоответствии данным пункта правил. В табл. 1 также показаны величины приращения частоты нанесения ущерба (ΔRpot, 1/год), полного ущерба (У, руб.), приращения риска, вызванного наличием отступления от требований норм и правил промышленной безопасности на рассматриваемом объекте.

Таблица 1. Результаты расчета приращения риска при отступлении от требований норм и правил промышленной безопасности на типичном участке железнодорожных и автомобильных эстакад

п/пПриращение частоты нанесения ущербаDRpot, 1/годПолный ущерб Y, руб.Приращение рискаDR, руб./год№ п. ПБОтступления при несоответствии
333,57×10-44,4296×1061581,377.2. “ПБ-09-563-03”На ж/д эстакаде налива светлых и темных нефтепродуктов, бесшланговая система автоматизированных шарнирно-сочлененных или телескопических устройств, оборудованных автоматическими ограничителями налива, находится в нерабочем состоянии. При наливе темных и светлых нефтепродуктов не предусмотрена герметизация налива с отводом паров на регенерационную установку, в газосборную систему.
34,06×10-535,459×1061439,63.10. ФНИП “ОПВБ”На участке не предусмотрена система ПАЗ.
64,06×10-535,459×1061439,63.20.2. ФНИП “ОПВБ”Технологические блоки III категории взрывоопасности, оснащаются системами автоматического (с применением вычислительной техники или без нее) регулирования, средствами контроля параметров, значения которых определяют взрывоопасность процесса, эффективными быстродействующими системами, обеспечивающими приведение технологических параметров к регламентированным значениям или остановке процесса.
354,06×10-535,459×1061439,67.8. РБ “НСН”Отсутствуют быстродействующие отключающие системы. На сливоналивных железнодорожных эстакадах техническое устройство обеспечивающее прекращение налива при достижении предельного уровня заполнения железнодорожной цистерны находится в нерабочем состоянии.
414,06×10-535,459×1061439,68.7. РБ “НСН”На ж/д эстакаде налива светлых и темных нефтепродуктов. отсутствует автоматические предельные ограничители уровня налива, позволяющие автоматически прекращать налив при достижении заданного значения.
364,06×10-514,094×106572,27.14. РБ “НСН”На ж/д эстакаде налива светлых и темных нефтепродуктов, приемные емкости ПСЭ мазутных хозяйств не оборудованы средствами измерения температуры и уровня, сигнализаторами предельных значений уровня, вентиляционными патрубками, средствами подогрева слитого топлива, перекачивающими насосами и ручной кран-балкой. Приемные емкости не оснащены защитой от перелива.
44,19×10-44,128×105172,963.16. ФНИП “ОПВБ”Насосы поз. Н-1,1а,6а,11, перемещающие нефтепродукты, имеют сальниковое уплотнение.
94,19×10-44,128×105172,964.1.6. ФНИП “ОПВБ”Насосы поз. Н-1,1а,6а,11, перемещающие нефтепродукты, имеют сальниковое уплотнение.
104,19×10-44,128×105172,964.1.7. ФНИП “ОПВБ”Насосы поз. Н-1,1а,6а,11, перемещающие нефтепродукты, имеют сальниковое уплотнение.
194,19×10-44,128×105172,965.1.10. ФНИП “ОПВБ”Насосы поз. Н-1,1а,6а,11, перемещающие нефтепродукты, имеют сальниковое уплотнение.
204,19×10-44,128×105172,965.1.11. ФНИП “ОПВБ”Насосы поз. Н-1,1а,6а,11, перемещающие нефтепродукты, имеют сальниковое уплотнение.
234,19×10-44,128×105172,965.4.7. ФНИП “ОПВБ”Поршневые насосы поз. Н-1,1а,6а,11, перемещающие нефтепродукты, имеют сальниковое уплотнение.
83,39×10-44,128×105139,944.1.2. ФНИП “ОПВБ”Для насосов поз. Н-1,1а,6а,11, перемещающих горючие продукты, не предусмотрено их дистанционное отключение.
241,19×10-56,4296×10676,51  6.4.1. ФНИП “ОПВБ”Для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации и нижнему концентрационному пределу распространения пламени в рабочей зоне эстакады нефти средства автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин установлены на высоте ниже 0,5 м (нарушение требования ТУгаз-86).
421,19×10-56,4296×10676,518.7. РБ “НСН”На пункте налива светлых нефтепродуктов отсутствуют сигнализаторы довзрывных концентраций.
321,38×10-44,128×10556,975.4.2. ФНИП “ОПВБ”Удаление остатков продуктов из трубопроводов и другого оборудования, расположенного на автомобильной эстакаде, производиться по открытым коммуникациям за пределы насосной.
264,4×10-68,5×10637,46.8.2. ФНИП “ОПВБ”Не предусмотрены технические средства, обеспечивающие в автоматическом режиме оповещение об обнаружении, локализации и ликвидации выбросов опасных веществ.
211,72×10-52×10633,445.1.15 ФНИП “ОПВБ”Отсутствуют средства гидравлической, механической или химической чистки оборудования, которые исключают пребывание людей внутри оборудования.
127,95×10-54,128×10532,824.1.12. ФНИП “ОПВБ”Насосы поз. Н-1,1а,6а,11, применяемые для нагнетания легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, не оснащены блокировками, исключающими пуск или прекращающими работу насоса при отсутствии перемещаемой жидкости в его корпусе или отклонениях ее уровней в приемной и расходной емкостях от предельно допустимых значений.
535,85×10-55×10529,258.1.9. СП 43.13330.2012На наружных стальных лестницах отсутствует сплошной борт высотой 0,14 м.
396,04×10-54,128×10524,938.3. РБ “НСН”При осуществлении налива ЛВЖ и ГЖ вручную не исключено самопроизвольное движение механизмов сливоналивных устройств.
301,2×10-54,128×1054,959.2 ФНИП “ОПВБ”В технологических инструкциях не определены возможные составы, температура и количество направляемых в канализацию промышленных стоков.

В графическом виде на рис. 2 представлены результаты расчетов в виде диаграммы ранжирования отступлений от требований правил и нормативно – правовых актов промышленной безопасности по уровню опасности.

15 1024x503 - ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ РИСКА ПРИ ОТСТУПЛЕНИИ ОТ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ТИПИЧНОМУ УЧАСТКУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ЭСТАКАД
Рисунок. 2. Результаты ранжирования отступлений от требований правил и нормативно – правовых актов промышленной безопасности по уровню опасности для типичного участка железнодорожных и автомобильных эстакад

Выводы

  1. Проведена оценка изменения риска при отступлении от требований промышленной безопасности, применительно к типичному участку железнодорожных и автомобильных эстакад на основе апробированной методики [9]. Получены количественные показатели приращения частоты нанесения ущерба (ΔRpot, 1/год), полного ущерба (У, руб.), приращения риска (ΔR, руб./год), вызванного наличием отступления от требований норм и правил промышленной безопасности на рассматриваемом объекте. На основании проведенных расчетов произведено ранжирование приращения риска (ΔR) отступлений от требований правил и нормативно – правовых актов промышленной безопасности по уровню опасности для типичного участка железнодорожных и автомобильных эстакад.
  2. Проанализировав рассмотренные типичные отступления для участка железнодорожных и автомобильных эстакад видно, что подобные технологические объекты являются достаточно старыми конструкциями, которые строились по ныне не действующей нормативно правовой документации. Так, основные отступления, показавшие среднее приращения риска (ΔR), связанны с использованием насосов с сальниковым уплотнением (которое ранее допускалось). Часть отступлений, показавшие высокое приращения риска, связанны с отсутствием герметичного налива и отсутствием систем рекуперации паров (которые не требовались во время проектирования и постройки участка). Остальные отступления с высоким приращения риска, связанны с отсутствием систем автоматизации.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.07.1997 г. №116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.
  2. Приказ Ростехнадзора от 11.03.2013 г. №96 “Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности “Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств”.
  3. Приказ Ростехнадзора от 21.11.2013 г. №559 “Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности “Правила безопасности химически опасных производственных объектов”.
  4. Приказ Ростехнадзора от 25.03.2014 г. №116 “Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности “Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением”.
  5. Приказ Ростехнадзора от 29.03.2016 г. №125 “Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности “Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств”.
  6. Приказ Ростехнадзора от 31.12.2014 г. №631 “Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности “Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств”.
  7. Приказ Ростехнадзора от 27.12.2012 г. №784 “Об утверждении Руководства по безопасности “Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов”.
  8. Приказ Ростехнадзора от 11.04.2016 г. №144 “Об утверждении Руководства по безопасности “Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах”.
  9. Попов А.И., Козлитин А.М., Попов А.А. и др. Методика оценки изменения риска в реальных условиях эксплуатации опасных производственных объектов // Развитие методов оценки рисков для обеспечения промышленной, экологической и пожарной безопасности опасных объектов: межвуз. науч. сб. Саратов: СГТУ, 2009. С. 5 – 26.
  10. Попов А.И., Попов А.А., Козлитин А.М. Анализ отступлений от требований нормативных правовых актов в области промышленной безопасности // Безопасность труда в промышленности. 2015. – №9. – С 66÷70.
Остались вопросы?
Отправьте заявку или позвоните по номеру +7 (937) 266-44-46

    Укажите ваши актуальные данные, и мы свяжемся с вами в течение 15 минут